Тест на работу в команде [Примеры вопросов эффективной коммуникации]

тест на работу в команде

Практически любая должность, так или иначе, связана со взаимодействием с другими людьми. Поэтому работодатели, перед тем, как взять человека на должность, предлагают тест на работу в команде, с помощью которого оценивают коммуникативные навыки человека и прогнозируют его потенциал при взаимодействии с коллегами в новом коллективе.

У вас скоро тест на работу в команде?

Подготовиться

Тестирование командных умений

В процессе отбора кандидатов на офисные должности, работодатели предлагают многоступенчатое тестирование. В отличие от тестов способностей, тест на работу в команде проходит на собеседовании с рекрутером, в рамках ролевой игры, ассессмента или интервью.

Проверка командных навыков полезна и для самих соискателей. С ее помощью определяют направление роста и корректируют поведение, чтобы продвигаться по карьерной лестнице.

Как правило, для оценки навыков используются ситуационные и психологические тесты. Они позволяют понять, как соискатель ведет себя в типичных рабочих ситуациях, его мотивацию и потенциал.

Тестирование показывает, способен ли человек трудиться в едином ритме, налаживать конструктивный диалог, готов ли признавать ошибки и принимать чужое мнение.

В тестировании нет правильных или неправильных ответов – каждый вариант показывает наличие или отсутствие какого-либо качества.

Причем у разных работодателей разные требования к кандидатам. Например, некоторым нужны лидеры, способные продавить свое мнение среди членов команды, а другим нужны те, кто будет ставить чужое мнение превыше своего.

Поэтому помимо комплексной подготовки к тестированию, важно понимать, какие качества нужны работодателю. Также важно уметь управлять эмоциями и стараться помочь коллегам. С задачей выявления таких умений справляются ситуационные тесты (кейсы) и личностные (психологические) опросники.

Ситуационные тесты на работу в команде

Ситуационные тесты (кейсы) – признанный способ оценки типичного поведения кандидатов.

Тестирование проходит в письменном или устном виде. Иногда ситуационные кейсы проводятся на групповых собеседованиях, оценивая навыки работы в группе на конкретных примерах. Кейс состоит из сценария и нескольких вариантов ответов. В сценарии описана типичная рабочая ситуация, связанная со взаимоотношениями в группе. В вариантах ответах описывается решение конфликта.

Пример ситуационного теста на работу в команде:

Кандидатам придется выбрать предпочтительный вариант действий, или предложить собственное решение, если тестирование проходит в устной форме. Тест «командная работа» позволяет выявить стиль решения поставленных руководством задач, особенности взаимодействия с новыми коллегами.

Групповой кейс на работу в команде:

В командной игре не получится «отсидеться» в сторонке, отдав инициативу другим претендентам.

Если тестирование проходит устно, в групповой деловой игре необязательно любой ценой добиваться решения поставленной задачи. Для работодателя гораздо важнее взаимодействие, умение слышать собеседника, инициативность и мотивация.

Психологические тесты на командную работу

Цель психологических тестов — определить личностные наклонности человека и черты его характера. Также при помощи этого испытания определяют такие навыки, как адаптивность или эмоциональный интеллект.

Тест на определение черт личности для работы в команде:

Личностные опросники и тесты на распределение ролей в команде используются для оценки степени взаимоотношений в группе.

Личностные опросники представляют собой набор утверждений, которые придется оценить по шкале от 1 до 5 или по шкале «да», «нет», «не уверен». Каждое утверждение здесь соответствует одному качеству личности, которых от 5 до 32. По окончании тестирования кандидат получает развернутый отчет с оценкой каждого качества.

Каждое качество представлено двумя полюсами, например:

  • добросовестность – недобросовестность;
  • драйв-инертность;
  • интроверсия-экстраверсия.

Идеальным считается профиль, в котором оценка каждого качества находится посередине, без перекоса в одну или другую сторону.

Подготовка к оценке на работу в команде

Для решения ситуационных заданий важно понимать, какой стиль поведения считается положительным, а какой – отрицательным.

Например:

Чаще всего, если в ответе откладывается решение проблемы или проблема перекладывается на плечи другого человека – этот ответ неверный.

Для сдачи тестирования важно научиться решать типичные рабочие ситуации, связанные с работой в команде. Также важно понимать, как интерпретируются ответы. Для этого подходят тренировочные ситуационные кейсы с подробными комментариями к каждому вопросу. Чем больше аналогичных заданий решает человек, тем легче ему будет на собеседовании, даже если оно будет проходить в устной или групповой форме.

Полезно найти доступную информацию о работодателе, описание должностных обязанностей. Сделать это можно при помощи форумов и сайтов-отзовиков.

Психодиагностические опросники составлены таким образом, чтобы нельзя было подобрать ответы, или подогнать результаты под желаемый портрет. Однако, если понимать, как устроена модель психологических тестов и научиться определять, за какое качество отвечает каждое утверждение, кандидату несложно показать свои сильные стороны работодателю. Для подготовки к личностным опросникам существуют учебные тесты, с помощью которых учатся выбирать правильные утверждения и самостоятельно выстраивать психологический портрет.

Совет профессионала:

Чтобы понять, как повлияют на конечный результат те или иные ответы, подойдут тесты с ответами по работе в команде, например, тренировочный OPQ32.

Важно не забывать про требования вакансии: в них спрятан перечень компетенций, на которые делают упор рекрутеры. Тренируясь на онлайн тренажерах, соискателям придется развивать качества, требуемые в конкретной должности.

Ошибки на тестировании

  1. Групповые кейсы, на которых проверяются командные навыки, проходят по сценариям, разработанным работодателем или консалтинговыми компаниями по их заказу. Другими словами, в каждой компании используются уникальные сценарии, обыгрываются типичные для должности проблемные ситуации.
  2. У работодателя много сценариев, поэтому искать в интернете бесплатные тесты на работу в команде с ответами бессмысленно. Гораздо проще научиться решать их при помощи онлайн-тренажеров.

    «Неподготовленный кандидат либо проявляет чрезмерную активность, не давая слова другим участникам, либо отмалчивается, что тоже – негативный показатель».

  3. При прохождении психологического тестирования соискатели иногда стараются повлиять на результаты, выбирая ответы, которые, как им кажется, характеризуют их с лучшей стороны. Однако это проигрышная тактика –  личностные опросники составлены так, чтобы выявлять неискренность или чрезмерно положительные ответы. Также распространенная ошибка – выбирать вариант «не знаю» слишком часто.

Особенности командной работы

Как говорят HR-менеджеры: «Не каждая группа людей – команда», но как же тогда определить границу между разрозненной группой и сплоченной командой?

Командой называют группу, способную взаимодействовать, как единое целое, подстраховывая друг друга и достигая поставленных задач. Кроме развитых коммуникативных навыков, при командном взаимодействии важно, чтобы участники знали сильные и слабые стороны друг друга, были неконфликтными и способными прийти к единому решению.

Слаженная команда отвечает следующим требованиям:

  • итоговый результат — заслуга коллектива, а не отдельных его членов;
  • наличие общей цели;
  • распределены руководящие роли;
  • люди знают сильные и слабые стороны друг друга;
  • конечный результат важнее собственных амбиций.

Но можно ли оценить потенциал командной работы человека? Тесты на работу в группе созданы как раз для этой цели. С их помощью определяют теоретические и практические возможности каждого соискателя, личностные наклонности и черты характера.

Общая оцениваемая компетенция «командоориентированность» (тимбилдинг, team-building) разбивается на конкретные навыки, среди которых:

  • совместное творчество;
  • эмоциональный интеллект;
  • социальный интеллект;
  • способность взаимодействовать;
  • адаптивность;
  • субординация;
  • мотивация и драйв.

«Умение сопереживать, преодолевать негативный настрой и вдохновлять коллег ценится среди работодателей.

Для международных коллективов дополнительное оцениваемое качество — способность взаимодействовать с людьми различных вероисповеданий и убеждений.

Кому нужны командные навыки.

Навыки работы в команде нужны практически на любой работе, от вакансий начального уровня до топ-менеджеров.

Термин «команда» получил распространение благодаря IT-сектору. Программисты, тестировщики, системные администраторы, дизайнеры, менеджеры проектов – каждый из них принимает непосредственное участие в разработке продукта.

Кстати, поиск опытных сотрудников, умеющих ставить интересы компании или продукта превыше своих – непростая задача.

Командные навыки нужны и на следующих специальностях:

  • юристы;
  • строители;
  • менеджеры по продажам;
  • экономисты;
  • банкиры;
  • айтишники;
  • фармацевты;
  • инженеры;
  • ученые и др.

Заключение

Прием на работу нового члена команды сопряжен с рисками для обеих сторон – не удивительно, что работодатель использует все доступные способы выбрать лучшего. Тестирование «эффективная работа команд», тест на коммуникативные способности – минимум при трудоустройстве на большинство офисных вакансий. От результата зависит, пройдет ли человек на следующий этап собеседования, или нет.

Наличие у соискателя навыка работы в команде дает преимущество при отборе, а доказать его можно с помощью резюме и тестирования. Рекрутеры советуют делать упор на тренировке в решении ситуационных и психологических задач, так как они давно получили признание для выявления командных игроков при отборе персонала .