Как пройти тест и собеседование на работу продавца (Примеры теста)

тест на работу продавца

Продавцы — это не только те, кто стоит за прилавками – на их плечах держится бизнес. От их мастерства зависит рост компании и популярность продукта. Менеджеры по продажам, торговые представители, сотрудники коммерческих отделов востребованы всегда и везде. Они хорошо зарабатывают, но чтобы получить вакансию в топ-компании, придется пройти многоступенчатый отбор. И тест на работу продавца – один из этапов такого отбора.

Вас ожидает тест для продавца?

Подготовиться

Особенности трудоустройства продавцом

Чтобы получить должность на рынке или в продуктовом магазине, достаточно найти объявление в газете или на бирже по трудоустройству, но речь не только об этой категории сотрудников. «Продажниками» называют людей, так или иначе связанных с реализацией услуг или товаров. Без них даже лучшая продукция не найдет своего покупателя.

В контексте профессии – это:

  • менеджеры по продажам;
  • торговые представители;
  • сотрудники коммерческих отделов;
  • консультанты.

Для продавцов-консультантов в магазинах электроники, бытовой техники, одежды и т.д. отбор не такой строгий, как для офисных сотрудников.

Процедура отбора кадров включает:

  • оценку резюме отделом кадров;
  • тестирование;
  • собеседование.

В разных компаниях тест на работу продавца проходит в разных форматах. Например, на предприятиях топ-уровня, работающих в b2b, используется ассесмент – процедура комплексной оценки кандидатов. В небольших организациях используют испытания попроще.

В зависимости от будущих обязанностей, в тестирование входят числовые, вербальные, логические, психологические и другие задачи. В некоторых компаниях предлагают задачи на решение кейсов в центрах оценки, в других ограничиваются тестированием способностей.

Консультанты проходят тест на работу продавца по навыкам продаж и на знание продуктов. Как правило, по результатам испытаний соискателей приглашают на собеседование с HR и второй тур оценки: ситуационные, психологические задачи и кейсы.

Иногда соискателям предлагают групповые собеседования, на которых им предлагают деловые ролевые игры, связанные с работой с клиентами, продажами и решением проблем.

Сотрудники коммерческих отделов государственных, международных компаний и сферы b2c проходят весь цикл отбора. Они сдают тесты, участвуют в ассесмент-центрах и отвечают на вопросы личностных опросников.

Виды используемых тестов для продавцов

1

Профессиональные качества и техника продаж. Как правило, тестирование состоит из кратких сценариев, оценивающих то, как кандидат поведет себя в типичных ситуациях.

Пример ситуационного теста «сценария»:
2

Психологические. Проходят консультанты, менеджеры, торговые представители, сотрудники, продвигающие продукт и контактирующие с клиентами (лично и по телефону).

Психологический тест для продавца:

Помогают оценить:

  • уверенность;
  • лидерство;
  • ответственность;
  • исполнительность;
  • честность;
  • коммуникабельность,
  • материальные и социальные потребности кандидата.
3

Общих способностей. Используются для офисных сотрудников, чаще всего применяют испытания от SHL и talentQ. В них входят вербальные, логические, числовые задания, которые оценивают навыки работы с информацией, представленной в виде таблиц, графиков и текстов.

Пример числового теста для продавца:

Этапы собеседования продавца

Естественно, интервью рядового «продажника» отличается от интервью начальника отдела. У менеджеров среднего звена рекрутеры уточняют опыт проведения сделок, причины увольнения, прошлые обязанности и достижения.

Тесты при приеме на работу для продавцов тоже проще, чем для руководителей, но проходят они также онлайн, на портале работодателя.

Замечание:

С соискателем общается эйчар и руководитель. Оцениваются дикция, уверенность в себе, стрессоустойчивость. Задаются стандартные вопросы: чем кандидат полезен компании, что получит работодатель от его кандидатуры, проверяют навыки переговоров и продаж.

Для сотрудников коммерческих отделов интервью проходит после online-тестирования. Если соискатель прошел этот этап, значит его навыки и общие способности на достаточном для вакансии уровне.

На собеседовании начальники департамента, эйчары, топ-менеджеры предлагают для решения кейсы, связанные с работой коммерческого отдела. Так оценивают профессиональные качества человека.

Сложности на собеседовании

  1. Оценочные испытания. В зависимости от результатов онлайн испытаний соискателя приглашают на собеседование. Если пройти их не удалось, второй попытки может и не быть. Пересдачу, как правило, назначают не раньше чем через месяц.

    Тесты для продавцов онлайн при приеме на работу сложны тем, что время на каждый вопрос ограничено. За 1-1,5 минуты кандидату придется разобраться в условии и выбрать тактику, что становиться причиной провала неподготовленных кандидатов.

  2. На собеседовании кандидаты сталкиваются с психологическими и ситуационными задачами, к которым, как правило, не готовы. Чтобы пройти этот этап, важно понимать, какой стиль поведения считается предпочтительным в тех или иных типовых ситуациях.
  3. Нестандартные задачи. Это касается менеджеров и руководителей, которых ждут бизнес-кейсы и ролевые игры.

Для оценки базовых способностей и потенциала к развитию, соискатели на должности «продажников», менеджеров или сотрудников коммерческих отделов проходят многоэтапное тестирование.

Сложность заданий зависит от будущих должностных обязанностей, но в том или ином виде тесты используются в ритейле, FMCG, b2b, b2c, частном и государственном секторе.

Например, будущего продавца попросят пройти test в:

Советы по подготовке к тестам на собеседовании продавца

Соискатели больше опасаются интервью и личного общения, чем тестирования. Тесты для продавцов онлайн кажутся кандидатам простой ступенькой на пути к вакансии. Однако на вероятность трудоустройства больше влияют оценочные мероприятия, а не разговор с HR.

По статистике, этап онлайн тестирования в компании топ-уровня не проходят до 85 % претендентов.

Чтобы оказаться в числе лучших, придется уделить подготовке столько времени, сколько потребуется для развития навыков решения. Это касается числовых, вербальных и логических задач.

Тренировка на аналогичных примерах помогает выработать навык, увеличить скорость решения и снизить уровень стресса.

Все онлайн тесты для продавца:

Доступ

Для прохождения психологических (Big5, СМИЛ, Равена, Кеттела) и ситуационных заданий, придется изучить учебные пособия и тренироваться онлайн, чтобы понимать, какие решения или действия считаются предпочтительными в типичных ситуациях.

Для этого при тренировке на онлайн тренажерах, пользователям доступны комментарии с подробным решением к каждому примеру.

Важно понимать, что в личностных опросниках нет правильных ответов, но есть требуемые работодателем стили поведения в тех или иных ситуациях. Поэтому важно понимать будущие трудовые обязанности, а также то, какое поведение считается предпочтительным в той или иной компании.

Совет:

Числовые, логические и вербальные задачи требуют быстроты реакции и навыков анализа информации. Например, в числовых задачах не столько важна математика, сколько скорость, умение принимать решения и последовательность действий.

Заключение

«Продажники» – основа успеха компаний, торгующих или производящих товары или услуги. Перспективный работник способен выйти на уровень руководителя, но карьерный рост начинается с первичного отбора и тестирования. Повлиять на результаты оценочных испытаний под силу каждому соискателю, посвятившему от 20 часов на тренировку и подготовку к собеседованию.