
Как пройти тест и собеседование на работу продавца (Примеры теста)
Продавцы — это не только те, кто стоит за прилавками – на их плечах держится бизнес. От их мастерства зависит рост компании и популярность продукта. Менеджеры по продажам, торговые представители, сотрудники коммерческих отделов востребованы всегда и везде. Они хорошо зарабатывают, но чтобы получить вакансию в топ-компании, придется пройти многоступенчатый отбор. И тест на работу продавца – один из этапов такого отбора.
Особенности трудоустройства продавцом
Чтобы получить должность на рынке или в продуктовом магазине, достаточно найти объявление в газете или на бирже по трудоустройству, но речь не только об этой категории сотрудников. «Продажниками» называют людей, так или иначе связанных с реализацией услуг или товаров. Без них даже лучшая продукция не найдет своего покупателя.
В контексте профессии – это:
- менеджеры по продажам;
- торговые представители;
- сотрудники коммерческих отделов;
- консультанты.
Для продавцов-консультантов в магазинах электроники, бытовой техники, одежды и т.д. отбор не такой строгий, как для офисных сотрудников.
Процедура отбора кадров включает:
- оценку резюме отделом кадров;
- тестирование;
- собеседование.
В разных компаниях тест на работу продавца проходит в разных форматах. Например, на предприятиях топ-уровня, работающих в b2b, используется ассесмент – процедура комплексной оценки кандидатов. В небольших организациях используют испытания попроще.
В зависимости от будущих обязанностей, в тестирование входят числовые, вербальные, логические, психологические и другие задачи. В некоторых компаниях предлагают задачи на решение кейсов в центрах оценки, в других ограничиваются тестированием способностей.
Консультанты проходят тест на работу продавца по навыкам продаж и на знание продуктов. Как правило, по результатам испытаний соискателей приглашают на собеседование с HR и второй тур оценки: ситуационные, психологические задачи и кейсы.
Иногда соискателям предлагают групповые собеседования, на которых им предлагают деловые ролевые игры, связанные с работой с клиентами, продажами и решением проблем.
Сотрудники коммерческих отделов государственных, международных компаний и сферы b2c проходят весь цикл отбора. Они сдают тесты, участвуют в ассесмент-центрах и отвечают на вопросы личностных опросников.
Виды используемых тестов для продавцов
Профессиональные качества и техника продаж. Как правило, тестирование состоит из кратких сценариев, оценивающих то, как кандидат поведет себя в типичных ситуациях.
Психологические. Проходят консультанты, менеджеры, торговые представители, сотрудники, продвигающие продукт и контактирующие с клиентами (лично и по телефону).
Помогают оценить:
- уверенность;
- лидерство;
- ответственность;
- исполнительность;
- честность;
- коммуникабельность,
- материальные и социальные потребности кандидата.
Общих способностей. Используются для офисных сотрудников, чаще всего применяют испытания от SHL и talentQ. В них входят вербальные, логические, числовые задания, которые оценивают навыки работы с информацией, представленной в виде таблиц, графиков и текстов.
Этапы собеседования продавца
Естественно, интервью рядового «продажника» отличается от интервью начальника отдела. У менеджеров среднего звена рекрутеры уточняют опыт проведения сделок, причины увольнения, прошлые обязанности и достижения.
Тесты при приеме на работу для продавцов тоже проще, чем для руководителей, но проходят они также онлайн, на портале работодателя.
С соискателем общается эйчар и руководитель. Оцениваются дикция, уверенность в себе, стрессоустойчивость. Задаются стандартные вопросы: чем кандидат полезен компании, что получит работодатель от его кандидатуры, проверяют навыки переговоров и продаж.
Для сотрудников коммерческих отделов интервью проходит после online-тестирования. Если соискатель прошел этот этап, значит его навыки и общие способности на достаточном для вакансии уровне.
На собеседовании начальники департамента, эйчары, топ-менеджеры предлагают для решения кейсы, связанные с работой коммерческого отдела. Так оценивают профессиональные качества человека.
Сложности на собеседовании
- Оценочные испытания. В зависимости от результатов онлайн испытаний соискателя приглашают на собеседование. Если пройти их не удалось, второй попытки может и не быть. Пересдачу, как правило, назначают не раньше чем через месяц.
Тесты для продавцов онлайн при приеме на работу сложны тем, что время на каждый вопрос ограничено. За 1-1,5 минуты кандидату придется разобраться в условии и выбрать тактику, что становиться причиной провала неподготовленных кандидатов.
- На собеседовании кандидаты сталкиваются с психологическими и ситуационными задачами, к которым, как правило, не готовы. Чтобы пройти этот этап, важно понимать, какой стиль поведения считается предпочтительным в тех или иных типовых ситуациях.
- Нестандартные задачи. Это касается менеджеров и руководителей, которых ждут бизнес-кейсы и ролевые игры.
Для оценки базовых способностей и потенциала к развитию, соискатели на должности «продажников», менеджеров или сотрудников коммерческих отделов проходят многоэтапное тестирование.
Сложность заданий зависит от будущих должностных обязанностей, но в том или ином виде тесты используются в ритейле, FMCG, b2b, b2c, частном и государственном секторе.
Например, будущего продавца попросят пройти test в:
Советы по подготовке к тестам на собеседовании продавца
Соискатели больше опасаются интервью и личного общения, чем тестирования. Тесты для продавцов онлайн кажутся кандидатам простой ступенькой на пути к вакансии. Однако на вероятность трудоустройства больше влияют оценочные мероприятия, а не разговор с HR.
По статистике, этап онлайн тестирования в компании топ-уровня не проходят до 85 % претендентов.
Чтобы оказаться в числе лучших, придется уделить подготовке столько времени, сколько потребуется для развития навыков решения. Это касается числовых, вербальных и логических задач.
Тренировка на аналогичных примерах помогает выработать навык, увеличить скорость решения и снизить уровень стресса.
Для прохождения психологических (Big5, СМИЛ, Равена, Кеттела) и ситуационных заданий, придется изучить учебные пособия и тренироваться онлайн, чтобы понимать, какие решения или действия считаются предпочтительными в типичных ситуациях.
Для этого при тренировке на онлайн тренажерах, пользователям доступны комментарии с подробным решением к каждому примеру.
Важно понимать, что в личностных опросниках нет правильных ответов, но есть требуемые работодателем стили поведения в тех или иных ситуациях. Поэтому важно понимать будущие трудовые обязанности, а также то, какое поведение считается предпочтительным в той или иной компании.
Числовые, логические и вербальные задачи требуют быстроты реакции и навыков анализа информации. Например, в числовых задачах не столько важна математика, сколько скорость, умение принимать решения и последовательность действий.
Заключение
«Продажники» – основа успеха компаний, торгующих или производящих товары или услуги. Перспективный работник способен выйти на уровень руководителя, но карьерный рост начинается с первичного отбора и тестирования. Повлиять на результаты оценочных испытаний под силу каждому соискателю, посвятившему от 20 часов на тренировку и подготовку к собеседованию.