
Кейс интервью: примеры и особенности подготовки
Кейс интервью – это часть собеседования, с помощью которой оценивают действия кандидата в разных ситуациях. К нему часто прибегают HR-менеджеры международных компаний, при подборе сотрудников на управленческие должности, что требует от кандидатов определенного уровня мастерства.
Что такое кейс интервью
Кейс интервью (caseinterview) – метод подбора персонала, основанный на практических ситуациях. Для оценки кандидата, эйчар предлагает человеку вымышленную или существующую задачу по работе компании или связанную с его будущими обязанностями. Тому, в свою очередь, требуется проанализировать проблему и предложить пути ее решения. Так определяют ход мыслей и логику соискателя, уровень его ответственности, склонности к различным путям решения проблемы, личные качества и навыки.
Иногда case интервью моделируют ситуации, не имеющие никакого отношения к компании, чтобы проверить ценности и модели поведения кандидата.
Значение и применение кейсов
Впервые кейс интервью для руководителей было опробовано в 1924 году, в Гарварде. Сегодня оно используется HR-менеджерами в российских и международных компаниях, а также для оценки госслужащих. Ситуативное интервью позволяет понять, подходит ли кандидат на заявленную должность. Оно раскрывает «истинное лицо» специалиста, определяет степень его компетентности, выявляет сильные и слабые стороны.
«Это подходит для ситуаций, когда профессионал не способен реализоваться на собеседовании из-за скромности. Или наоборот, некомпетентный, но уверенный в себе человек производит ложное впечатление».
Кейсы, связанные с рабочими ситуациями помогают и соискателям. Решая задачи типа «case study», кандидаты понимают, с какой работой им придется сталкиваться ежедневно и подходит ли им такие должностные обязанности.
Как правило, ситуативные интервью используются на собеседовании в комплексе с другими методами – оценкой резюме, телефонным интервью, диалогом, тестами личности и способностей.
Какие бывают кейсы
Кейс интервью проводятся в нескольких форматах:
- устные;
- письменные;
- дистанционные;
- одиночные;
- групповые.
Иногда это полноценное упражнение ассессмента, например, анализ кейса (case study), а иногда — краткий ситуационный тест.
Одиночные
Кейсы бывают одиночными и групповыми. Для отбора кандидатов на управленческие вакансии чаще всего используется индивидуальный формат. Иногда такие задачи предлагают дистанционно. Кандидат получает ссылку на портал ассессмента, на котором решает задачи, находясь в комфортной обстановке, например, дома.
Групповые
Иногда такие испытания называются ролевыми деловыми играми и проводятся с несколькими соискателями одновременно. Это позволяет работодателю определить навыки работы в команде. В групповом испытании присутствует элемент конкуренции – должность получит наиболее активный и находчивый участник.
Анализ кейсов
Case study – один из самых распространенных форматов ассессмент-центра. Это полноценное моделирование рабочей ситуации. Оно проводится в письменном или электронном виде (упражнение e-tray). Соискателю дают папку с бумагами (бухгалтерские балансы, входящие письма, организационная структура компании, стенограмма звонков и т.д.) и просят решить обозначенную проблему. Результат, как правило, просят представить в форме устного доклада экзаменатору, с обоснованием каждого сделанного вывода.
Ситуационное тестирование
Второй по популярности формат кейс интервью для руководителя. Соискателю дают короткие сценарии, в которых описана та или иная рабочая ситуация. Если испытание проходит в письменном виде, кандидату дается несколько вариантов действий, которые требуется оценить по эффективности. Если в устном, то кандидату придется искать решение самостоятельно.
Примеры ситуационных тестов
Вопрос #1: Клиент уже ждет встречи с вами, но начальник просит составить и прислать отчет. В чью пользу вы сделаете выбор?
Верно | Неверно |
---|---|
Оценю степень срочности этих задач и начну с той, которая в приоритете. | Займусь отчетом, чтобы не портить отношения с начальником. |
Вопрос #2: Какую ошибку вы считаете самой серьезной на вашей предыдущей работе?
Верно | Неверно |
---|---|
Я оформил заказ клиента с меньшим объемом товара, так как не проверил информацию, предоставленную отделом продаж. Чтобы избежать таких ситуаций, с тех пор я лично все перепроверяю перед оформлением. | Я не допускал критичных ошибок, недочеты возникали из-за неправильной информации со стороны коллег. |
Вопрос #3: Какое место в команде вы привыкли занимать?
Верно | Неверно |
---|---|
На предыдущей работе я руководила небольшими группами, а иногда работали в качестве рядового сотрудника. В первом случае я чувствовала себя комфортнее, но я осознаю необходимость работы под управлением более опытных коллег и умею переключаться между ролями. | Я готов подстраиваться под любую ситуацию! |
Типичные ошибки
Ситуативные задачи оценивают навыки в рабочей обстановке, их результаты гораздо значительнее опыта или образования в резюме. Одной из главных проблем становится стресс, который мешает выступить на фоне конкурентов. В особенности, это касается группового формата интервью.
Соискатели чаще всего сталкиваются со следующими сложностями:
- Попытки предугадать вопросы и подстроить свои ответы. При подготовке кандидат заостряет внимание на заранее продуманных ответах, и ориентироваться в спонтанных заданиях становится ему сложнее. Кроме того, интервьюер видит подстроенную реакцию.
- Чрезмерная скромность или хвастливость. Обе модели поведения не произведут впечатления на работодателя.
- Несоответствие ответов соискателя той должности, которую он хочет получить. Например, кандидат на рядовую должность проявляет себя как руководитель, или наоборот, будущий руководитель отвечает с точки зрения подчиненного.
- Лишняя информация. Иногда соискатели говорят о специфических сферах своей прошлой работы и предоставляют порочащие их детали и подробности.
- Прочие ошибки: использование пассивных глаголов, перекладывание вины за ошибки на других сотрудников.
Секреты case interview и советы для подготовки
- Готовиться к case-интервью по тренировочным кейсам и ситуационным тестам. К каждому тренировочному заданию дается подробное решение, с разъяснением каждого варианта ответа. Помимо таких упражнений, для подготовки используются руководства по подготовке к кейс интервью, примеры вопросов и указания по анализу кейсов, которые распечатывают или скачивают в pdf формате. Так соискатели учатся выбирать решения, характеризующие их с положительной стороны.
- Не делать упор исключительно на положительные качества. Отсутствие негативных сторон вызовет недоверие у интервьюера. Излишняя скромность же не поможет ему определить сильные стороны и профессиональный уровень.
- Если человек не понял вопроса, всегда лучше переспросить, чем ответить неправильно. Иногда работодатели используют прием недосказанности специально, чтобы проверить внимательность и вовлеченность.
- Говорить правду, так как экзаменатор, скорее всего, заметит, если человек врет. Рассказывая о допущенных в прошлом ошибках, делать акцент на том, как избежать их в дальнейшем.
- Структурировать свои ответы и излагать мысли последовательно. «Перепрыгивание» с темы на тему составит отрицательное впечатление, даже если ответ будет правильным.
Заключение
Кейс интервью оценивает навыки и личные качества будущих сотрудников: их самооценку, мотивацию, умение распределять время, ресурсы, анализировать приоритеты задач.
Многие пренебрегают подготовкой, считая, что умеют импровизировать. Но такой подход приводит к поиску другой вакансии. Грамотная подготовка к кейс интервью по-прежнему считается основой успеха на ассессменте. К счастью, побороться есть за что: компании в области кадрового консалтинга считают, что результаты ассессмента ценятся работодателями гораздо больше опыта или образования в резюме.