Как Проходить Психологические Тесты
Может ли характер человека влиять на вероятность трудоустройства? Можно ли обмануть и грамотно пройти психологические тесты? А, главное, нужно ли это делать?
В 90% случаев, ответ на эти три вопроса: «Да».
Хотя ни одна компания не дает разъяснений, какой «психологический портрет» она считает подходящим, тем, кто в него «не вписывается» работодатели отказывают в получении должности. Эта работа ложится на плечи кандидатов, при подготовке тестам при приеме на работу.
И если с оценкой способностей все понятно, то психологические тесты вызывают у кандидатов больше всего проблем. По российскому законодательству результаты оценки не считаются основанием для увольнения сотрудника или отказа в найме. Но на практике компании часто ориентируются на отчеты тестирования, а отказывают кандидатам по формальным причинам, например, по формулировке «несоответствие должности».
Как выглядят результаты психологического теста
Оценочная шкала состоит из двух противоположных качеств личности, например, интроверт-экстраверт. Оценки выставляются от 1 до 10.
Здесь используются т-баллы, СТЕНы или процентиль. То есть оценка зависит от результатов других кандидатов того же возраста, пола и уровня образования.
При этом 1 балл – это так же плохо, как и 10. Средний балл (5,5) означает, что оцениваемое качество личности кандидата развито так же, как и у большинства других респондентов контрольной группы. Когда все качества личности оцениваются в 5-6 баллов, это считается идеальным профилем.
Стремиться же нужно к тому, чтобы главные для должности или работодателя черты характера немного выделялись из общей оценки. При этом ни одно качество не должно находиться в диапазоне 1-2 и 9-10, так как у каждой черты характера есть как положительные аспекты, так и отрицательные.
Как обхитрить и пройти психологические тесты
Научиться показывать нужные результаты в психологическом тесте не так сложно. Для этого придется разобраться в механике тестирования и психометрии, поняв, как работают эти методики.
Для эксперимента, попробуйте пройти наш тест несколько раз, отвечая по разному на вопросы. В результатах вы увидите, что психологические черты характера меняются и зависят от ваших ответов.
Например вы устраиваетесь на работу и вам предстоит пройти психологический тест. Первое, что вам надо понимать — личностные черты подходящего кандидата.
Далее вы должны различать типы вопросов и какие черты они определяют. Это не так сложно, достаточно потренироваться на похожих тестах с обязательными отчетами в конце тестирования.
Отвечая по разному на одни и те же вопросы, шкала отклоняется и показывает преобладание разных черт личности. Например ниже вы можете увидеть три разных отчета на экстраверсию:
Показатель крайней Интроверсии
Показатель крайней Экстраверсии
Показатель умеренной Экстраверсии
Если в компании нужен экстраверт, допустим в отдел продаж, то третий вариант отчета идеально подойдет под эту должность.
Подробнее про «Интроверсию — экстраверсию» можно прочитать здесь.
Но стоит отметить, что в психологическом тесте крайне редко измеряют только одну черту личности.
Существующие на рынке психологические методики оценки персонала построены на базовой модели Big 5, в которую входит 5 базовых факторов характера.
Каждое из 5 качеств делится на мелкие, в зависимости от требований работодателя. В опросниках от SHL таких факторов 32.
Подробнее о том, как выглядят психологические задачи, как формируются шкалы и подбираются вопросы – в блоге TestOnJob.
Подготовка к психологическому тесту состоит из четырех этапов:
- Анализ требований должности, вакансии и работодателя. Это нужно, чтобы понимать психологический портрет подходящего кандидата.
- Прохождение тренировочного психологического опросника, чтобы понимать, на какие качества обратить внимание.
- Прохождение учебного тестирования. Так кандидат учится понимать, как его ответы влияют на шкалы.
- Повторное прохождение тренировочного опросника для оценки прогресса.
Советы при прохождении психологического теста
В первую очередь важна стабильность ответов. Если кандидат в одном вопросе выбирает утверждение, которое характеризует его как интроверта, а в другом – как экстраверта, это влияет на шкалу искренности. Хотя в тестировании допускается погрешность, важно не выбирать утверждение, без четкого понимания, за какое качество то отвечает.
Часто один и тот же вопрос в психологическом тесте повторяется. Поэтому важно следить, чтобы ответы были одинаковыми.
Нередко кандидаты пытаются казаться «идеальными людьми» — неправильный подход. В личностных опросниках встречаются утверждения, не относящихся к будущим обязанностям, а проверяющие склонность ко лжи и другим деструктивным чертам характера. На вопрос обманывали ли вы когда-нибудь другого человека» не стоит отвечать «нет».
Ни работодатель, ни рекрутер не видят, как человек отвечает на тот или иной вопрос. Все что они получают — отчет с результатом в баллах, шкалами и рекомендациями.
Психологическое тестирование требует вдумчивой подготовки, в отличие от других дистанционных методик первичной оценки. Если человек не до конца понимает принципы, по которым строятся вопросы и оцениваются факторы личности, лучше не пытаться «подгонять» результаты. Потому что заполненная шкала «лжи» однозначно указывает на неблагонадежность человека. А на психологический профиль, который слегка отличается от нужного работодателю, нередко закрывают глаза.
В чем сложность психологических тестов
У психологических опросников, в каком бы виде не те использовались, размытые критерии оценки. Например, измеряя способности к анализу информации, человек будет получать одинаковые результаты, в пределах погрешности, при любом состоянии: стрессе, депрессии, подъеме настроение.
На результаты опросников влияют временные тревоги, настроение и эмоциональный фон. Причем даже у тех кандидатов, у которых нет психологических проблем.
Вторая проблема личностных опросников в том, что кандидат не понимает, что нужно работодателю. Например, в числовых тестах все понятно: если человек отвечает правильно на большинство вопросов, он подходит компании.
Но у психологических качеств личности нет критериев, к тому же нет однозначно плохих или однозначно хороших качеств.
Есть особенности развития личности, которые к тому же невозможно изменить по щелчку пальца.
Анализ требований работодателя и вакансии – первый шаг при подготовке к психологическим тестам
Еще одна проблема в том, что лицо принимающее окончательное решение о найме, например, начальник отдела, директор редко смотрят на результаты и отчеты. Они ориентируются на мнение рекрутера или HR, который либо рекомендует кандидатуру, либо нет, ориентируясь на собственные критерии. И хорошо, если рекрутер использует в оценке научные исследования, а не собственные «выдумки».
В итоге чтобы получить работу, соискателям приходится вникать во «внутреннюю кухню» тестирования и понимать, что конкретно нужно рекрутеру. Хотя такой подход далек от честной и адекватной системы отбора, это то, с чем приходится считаться, если человек хочет получить работу.
Какие методики тестирования используют рекрутеры
При приеме на работу используют три базовых методики:
Методика | Какие тесты входят | Использование |
---|---|---|
Проективные | «Визуальные»: Люшера, Роршарха, Зиверта, рисунки несуществующего животного | Редко используются при найме из-за необходимости держать в штате профессионального психолога для их интерпретации. |
Личностные | Разрабатывают и внедряют международные и российские консалтинговые компании, например, SHL OPQ32, TalentQ Dimensions, СМИЛ (MMPI). |
Универсальные опросники, практически не требующие никакого дополнительного образования для их интерпретации, кроме краткого курса обучения. Используются при приеме на работу. Проходят в онлайн-режиме, а финальный отчет с рекомендациями формируется автоматически, с учетом потребностей работодателя. |
Тесты на коэффициент интеллекта (IQ). | Тест КОТ, Равена (Рейвена), Векслера и т.д. | Не считаются подходящими инструментами для оценки персонала, поскольку их результаты говорят об абстрактном показателе в конкретный момент времени. Подобные опросники были распространены в начале 2000-х, сегодня их используют крайне редко. |
Личностные опросники сегодня считаются наиболее показательными и распространенными инструментами по оценке персонала. Их используют как российские, так и европейские компании.
Например:
- Сбербанк;
- Газпром;
- Ernst&Young;
- METRO;
- И другие.
Также психологические тесты используют при наборе в государственные структуры или при поступлении в образовательные организации:
- МВД или полицию;
- Армию;
- Колледжи и ВУЗы;
Опросники оценивают от 5 до 32 факторов личности, мотивацию, склонность ко лжи, воровству и негативному поведению. С их помощью определяют профессиональное выгорание, депрессию, и отклонения в поведении.
Как и любые другие первичные оценочные инструменты, их легко обойти, получив положительную оценку и показав работодателю те качества, которые он хочет видеть у сотрудников.
Но если подходить к оценке легкомысленно, без предварительных тренировок, на ходу подстраивая ответы под «условно положительное поведение», это приведет к обратному результату. В каждом испытании предусмотрены дополнительные шкалы честности и потенциально желательных ответов.
Вывод
К психологическому тестированию многие относятся неоднозначно. Некоторые кандидаты недовольны процессом, другие считают его бессмысленной бюрократической процедурой, а третьи удивляются, что работодатель отказывает им, несмотря на безупречное резюме. Хотя у процедуры существуют недостатки, от ее результатов зависит решение работодателя, поэтому кандидаты все чаще задаются вопросом: как пройти психологический тест. И отказ в приме на работу из-за личностного теста далеко не редкость. Поэтому подготовку к психологическим тестам, тестированию, ассессменту и оценочным мероприятиям нельзя считать обманом работодателей, списыванием или жульничеством. К сожалению, это такая же необходимость, как и подготовка к вопросам на собеседовании. Особенно в условиях развивающегося кризиса на рынке кадров.