
Ассессмент для менеджеров: примеры заданий центра оценки
Современные международные компании предъявляют высокие требования к персоналу. Чтобы построить карьеру и получить повышение, кандидату на должность недостаточно быть экспертом в своей области. На первый план выходят компетенции личности – паттерны поведения, на которых базируются реакции и действия человека. Выявить потенциал менеджера помогает assessment center – метод оценки персонала.
Что такое ассессмент
Ассессмент менеджеров – это методика, цель которой — выявить качества и характеристики личности, требуемые для занимаемой должности:
- умение анализировать ситуации;
- принимать верные решения;
- устанавливать горизонтальные и вертикальные связи внутри организации;
- выстраивать отношения с клиентами.
Анализ компетенций проводится внутренней кадровой службой компании, или силами приглашенных консалтинговых агентств.
Для проведения поведенческих тестов и анализа их результатов ассессоры должны обладать квалификацией, изучить теорию, методологию и постоянно практиковаться.
Процесс оценки строго регламентирован. В России в 2013 году разработаны национальные стандарты проведения ассессмент-центра. Похожие нормы действуют и в других странах: ЮАР, Великобритании, Германии, Индонезии.
Эта методика заключается во всестороннем анализе компетенций и качеств сотрудников и кандидатов. При этом акцент делается не на навыках человека, а на особенностях поведенческих реакций в той или иной ситуации. Такой подход обусловлен тем, что умения легко нарабатываются в соответствующей рабочей среде, а для изменения паттернов поведения требуется 1-2 года ежедневной осознанной практики.
Технология асесмент-центра для оценки гражданских лиц впервые применена в США в компании AT&T в 1956 году и получила название от места, в котором проводилось исследование – Assessment Center.
Первые попытки разработать систему оценки поведения групп людей относятся ко времени Первой и Второй мировых войн. Сначала Германия, а затем и Великобритания применяли методологию для повышения качества отбора офицеров.
Зачем проводят ассессмент менеджеров
Главная цель комплексной оценки – выявить компетенции сотрудников или кандидатов на должность и выяснить, насколько эффективно человек будет работать в непривычных для него условиях. С его помощью HR решают ряд задач:
- Определяют, кто из сотрудников среднего звена в будущем займет руководящую должность;
- Формируют кадровый резерв компании («High potential», HiPo);
- Анализируют, в каком направлении развивается каждый сотрудник;
- Составляют программы корпоративного обучения;
- Оценивают совместимость работников;
- Выявляют, кто из сотрудников готов к карьерному росту;
- Ищут причины неэффективной работы команды.
Если задания проходят кандидаты на вакантную должность, то оценивают их соответствие корпоративной культуре компании, регламенту взаимоотношений внутри коллектива.
В ходе ассессмента оценивают не текущий профессионализм кандидата на менеджера или сотрудника, а его вектор развития.
Как проходит ассессмент у менеджеров и зачем он нужен
Первая часть ассесмент центра менеджеров – дистанционные тесты. Их цель – отсеять кандидатов с недостаточной квалификацией. Кроме того, тесты способностей определяют успех очной оценки. Если человек провалил вступительное тестирование, он провалил бы и очную оценку.
В тестирование способностей входит стандартный набор из трех тестов:
- Числовой
- Вербальный
- Логический
Главная сложность тестов в том, что на один вопрос дается около минуты, и для неподготовленного кандидата этого времени едва достаточно, чтобы прочитать условие и понять, что от него требуется.
В ходе тестирования по методике «ассесмент-центр», менеджер задействуется в бизнес кейсах. Цель – создать для каждого участника одинаковые условия для проявления способностей.
Главные методы очной оценки сотрудников – это интервью, кейсы, презентации и деловые игры. Весь процесс проходит по сценарию.
За решением поставленных задач следит группа наблюдателей:
- эксперт – оценивает ответы, классифицирует и трактует результаты и дает рекомендации;
- ведущий – взаимодействует с участниками, инструктирует, следит за соблюдением правил;
- администратор – готовит помещение и реквизит;
- ролевой игрок – участвует в исследовании в качестве партнера испытуемых в заданиях;
- дизайнер – создает канву программы, выбирает упражнения для участников;
- разработчик – прописывает сценарии и задания для менеджеров.
Оценку проводят как сотрудники службы кадров компании, так и приглашенные ассессоры центров оценки по методике «ассесмент-центр». Независимые консультанты менее ангажированы, их результаты независимы и точны.
Что входит в ассессмент менеджеров
Сотрудники, непосредственно работающие с клиентами, чаще других оцениваются менеджментом компании. Тестирование проводится как на этапе подбора новых, так и аттестации работающих сотрудников.
Распространенный способ анализа компетенций работников в продажах – это ролевые игры для менеджеров по продажам. Они выступают самостоятельным приемом оценки сотрудников или применяются в комплексном тестировании.
Оценочные методы в ассессмент-центре:
- Упражнения, моделирующие рабочие ситуации. Участники за отведенное время анализируют выданный кейс и вырабатывают групповое или индивидуальное решение задачи. За работой наблюдают асессоры или рекрутеры, оценивая действия каждого из участников: умение договариваться, держать дистанцию, выстраивать отношения с коллегами и клиентами, определять приоритеты.
- Интервью. Привычный метод исследования при приеме на работу. Кадровый специалист выявляет компетенции и навыки работника, карьерные амбиции, выясняет ожидания по заработной плате. Стандартные опросники помогают систематизировать данные.
- Ассессмент тесты для менеджеров. Помогают выявить качества личности и темперамент. Дополняют другие методы анализа.
Мероприятия по оценке кандидатов, как правило, занимают 1-3 дня.
Как кандидату подготовиться к оценке
Ассесмент-центр при приеме на работу – многоступенчатый и изматывающий процесс, представляющий сложности для обеих сторон. Без подготовки к асессменту, шансов у кандидата, каким бы экспертом он не был, практически нет.
После проведенных оценочных мероприятий, работодатель получает развернутую характеристику, на основании которой принимает решение о найме сотрудника.
Главный принцип при подготовке – уделять внимание каждому элементу ассесмента: дистанционным тестам, интервью, кейсам и т.д. Кроме того, придется:
- Собрать информацию о работодателе. Изучить официальный сайт, профильные форумы, отзывы работников. Сотрудники HR расскажут о предстоящем тестировании: сколько длится, количество участников, кто будет наблюдать и оценивать результаты, какие ограничения и в чем они заключаются.
- Готовиться к самопрезентации. Сотрудники кадровой службы попросят кандидата рассказать о своем жизненном и рабочем опыте. Следует заранее заготовить несколько примеров, подтверждающие требуемые для должности навыки и компетенции, составить эссе-рассказ о достижениях. Возможно, презентацию кандидата остановят в любой момент и попросят рассказать о чем-то другом. Не стоит расстраиваться и настаивать на продолжении рассказа. Гибкость и открытость – залог успешного прохождения ассессмента.
- Отрабатывать навыки решения кейсов и заданий на логику и интеллект. Если не удастся найти примеры заданий при приеме на работу в конкретной компании, рекомендуется тренироваться на учебных упражнениях, которые доступны на сайтах по подготовке к тестам.
- Практиковаться. Даже если сотрудника все устраивает на рабочем месте, следует время от времени ходить на собеседования и тренировать навыки самопрезентации и прохождения оценочного тестирования.
- Настроиться. Спокойствие и уверенность в себе – важные качества для кандидата. Если воспринимать ассессмент как увлекательную игру, испытание пройдет легко. Но это не означает, что к подготовке можно отнестись как к игре.
Типичные ошибки при прохождении ассессмента
Чтобы пройти оценочные мероприятия при приеме на работу, кандидату следует быть открытым и честным, не приукрашивать недостатки, но и не стесняться достижений.
Неверно | Верно |
---|---|
Вызывающее поведение | Естественность, уверенность и спокойствие |
Демонстрация компетенций, которых нет | Подчеркивание сильных сторон |
Искажение информации о себе | Тщательная подготовка к рассказу о собственных достижениях |
Негативное отношение к конкурентам | Открытость и гибкость |
Невнимательность при чтении условия | Концентрация во время кейсов |
Ассессмент-центр – эффективный метод оценки персонала, который подходит как для действующих сотрудников компании, так и для кандидатов на вакантную должность. Выявляет базовые компетенции, определяет вектор развития личности и просчитывает возможный карьерный путь. Успех прохождения ассесмента зависит от подготовки кандидата – чем больше усилий он в нее вложит, тем лучший результат в итоге получит.