Тесты для банковских работников
Работа в банке — это отличный старт карьеры для выпускников вузов по специальностям «Экономика» и «Банковское дело», а также финансовая стабильность для сотрудников с опытом.
К отбору кадров в банковской сфере всегда подходили ответственно. Чтобы попасть на работу в кредитно-финансовые организации РФ, придется пройти тесты для банковских работников, ассессмент и многочисленные интервью. Такова специфика банковской деятельности.
О работе в банковской сфере
Соискатели на должность операциониста, бухгалтера расчетного отдела, кассира, валютного контролера и других базовых должностей перед собеседованием проходят обязательное тестирование.
Не обходят этот этап и руководители. Ключевые позиции требуют лидерских компетенций, которые определяют в ходе ассессмента. Для управленцев стандартного банковского теста, как правило, недостаточно.
Уровень ответственности и рабочая нагрузка в банковской сфере вынуждают работодателей снижать риски, используя комплекс оценочных испытаний для отбора кандидатов:
- Работа сопряжена с материальной ответственностью — работодателю важны честность и лояльность кандидата. Для оценки карьерных деструкторов и психологических наклонностей используют личностные опросники.
- Аналитическое мышление – главный навык для банкира. Тесты психометрических способностей используются для всего спектра должностей.
- Перед приемом на работу работодатель хочет быть уверен в потенциале кандидата. Для этого соискатели на позиции выше средних проходят ассессмент-центр (АЦ).
- Сотрудники работают с конфиденциальной информацией. Поэтому соискателей, прошедших тестирование при приеме на работу, проверяет служба безопасности и внутренней охраны.
- Способность кандидата работать в сфере банковских услуг определяет тест на стрессоустойчивость. Несдержанность в общении приведет к потере клиента и разрушит отношения в коллективе.
Хотя в каждом банке свой набор тестов и кейсов, они построены по одному принципу, что упрощает подготовку. Тем не менее адекватно подготовиться используя тесты банка «Авангард», устраиваясь, например, в АО «Газпромбанк» не получится. У каждого работодателя свои особенности и форматы задач.
Какие тесты проходят претенденты
Перед собеседованием в банки кандидаты проходят комплексную оценку способностей к вербальному и числовому анализу, а также абстрактно-логическому мышлению. В зависимости от результатов оценки, работодатель принимает решение о дальнейшем диалоге с кандидатом, после чего начинается следующий этап отбора — асессмент.
Если тестирование провалить, повторно пересдать его уже не получится. Как не получится и повторно подать заявку на ту же вакансию в течение 1-3 месяцев. В некоторых банках, после отказа кандидат перманентно теряет шанс повторных попыток трудоустройства.
Вербальные тесты для банковских работников
Вербальное тестирование оценивает не только навыки работы с текстами и документами, но и способность концентрировать внимание, делать логические выводы из прочитанного и работать в условиях стресса.
Это одни из главных должностных обязанностей банковских служащих, поэтому при приеме на работу их уровню развития уделяется особое внимание.
Цель тестирования | Какие компетенции оценивает |
---|---|
— Определить способность анализировать текстовую информацию, адекватно ее интерпретировать.
— Оценить навыки концентрации и отвлекаемости |
— Умение делать логические выводы из представленных текстов узконаправленной тематики.
— Навыки кратко и емко формулировать информацию для клиентов, руководства, коллег. — Обучаемость и противостояние стрессу. |
Задача испытуемого — прочитать отрывок текста, проанализировать его и выбрать правильный вариант ответа. Хотя у вербальных задач несколько форматов вопросов, все они сводятся к тому, чтобы сопоставить факты из текста с одним или несколькими утверждениями.
Главная сложность тестов способностей в банковской системе — ограниченное время , поэтому пройти задания без подготовки крайне сложно. Кроме адекватной тренировки, для решения вербальных задач пригодятся внимательность, скорочтение и умение ориентироваться по ключевым словам.
Финансовые (числовые) тесты для банковских работников
Основная задача числового тестирования – оценить, насколько свободно кандидат себя чувствует в мире цифр и графиков. Поскольку анализ числовой информации – базовая способность человека, а должностные обязанности банковских работников напрямую связаны с цифрами, результатам финансовых тестов уделяется особое внимание.
Цель тестирования | Какие компетенции оценивает |
---|---|
— Оценить способность работы с цифрами, счет, интерпретировать графики и диаграммы;
— Оценить скорость поиска решения; — Оценить отвлекаемость и базовые навыки концентрации. |
— Навыки анализа графиков, диаграмм, таблиц;
— Умение работать с цифрами, искать решения поставленных проблем; — умение проводить базовый финансовый анализ с расчетом процентов, коэффициентов и др. |
Логические тесты в банк
Абстрактное мышление – третья базовая способность человека, определяющая его когнитивные навыки и общий уровень интеллекта.
Кандидату дается последовательность фигур (цифр, знаков, символов, изображений), которую требуется продолжить. В отличие от вербальных и числовых задач, время здесь ограничено для всего испытания, а не для каждой задачи. С одной стороны, это облегчает задачу, с другой – придется самостоятельно планировать время и следить за таймером.
Смысл задания | Какие компетенции оценивает |
---|---|
— Измерить способности испытуемого к восприятию и пониманию абстрактных форм и стоящих за ними правил,
— Оценить пространственное воображение. |
— Интеллектуальный уровень;
— Нестандартный подход к решению задач; — Поиск закономерностей. |
Тесты способностей проходят в дистанционном формате: соискатель получает ссылку на оценочный портал, где ему открывается доступ к испытаниям. Иногда уже на собеседовании, кандидату предлагают пройти ретест, то есть подтвердить результат дистанционного этапа, решив аналогичные задачи в присутствии экзаменатора. Ретест проводится для выявления мошеннических схем, когда человек пользуется чужой помощью на онлайн этапе.
Ассессмент для банковских служащих
Тех, кто преодолел первый этап, приглашают на ассессмент. Ассессмент – это расширенный набор оценочных мероприятий, определяющий потенциал, когнитивные навыки, предрасположенности и стиль работы человека.
Кроме того, на ассессменте выполняют практическую оценку или тест на компетентность банковского работника. После ассессмента, будущих работников ждут испытания на знание банковских продуктов, российского права, проверка на соответствие ПОД/ФТ и т.д.
В России этот метод оценки применяют не только финансово-кредитные организации, но и большинство государственных и частных корпораций, входящих в ТОП-10.
На ассессменте от кандидата ждут демонстрации компетенций: умения работать в команде, слушать коллег, брать на себя ответственность.
Для прохождения ассессмент центра необходимы:
- Развитые личностные компетенции.
- Выбор правильных поведенческих моделей.
- Трудовые и жизненные ценности, прогрессивный взгляд на рабочие процессы и окружение, мотивация к работе, соответствие политике компании.
Какие задания входят в ассесмент:
- Серия интервью. Вопросы задают топ-менеджеры, технические руководители и рекрутеры.
- Навыки решения практических проблем (кейсы). Кандидата попросят написать коммерческое предложение, разработать план действий, определить приоритеты в работе.
- Групповая дискуссия. Придется не только найти решение обозначенной проблемы, но и заручиться поддержкой членов команды.
- Ролевая деловая игра. В основе упражнения – конфликт интересов (работник и клиент, зав. отделом и сотрудник). Задача соискателя – разрешить ситуацию, учитывая интересы всех сторон.
- Психологические, личностные и мотивационные опросники, оценивающие склонности кандидата, характер и стиль работы.
- Творческие задания для оценки когнитивных способностей и креативного мышления (актуально для менеджеров по развитию, руководителей новых филиалов и т.д.)
Анализ кейсов
Для практической оценки навыков и стиля работы кандидата, на ассессменте предлагают задания по анализу кейсов или кейс-тесты, симулирующие рабочую обстановку. Сценарии кейсов, как правило — это актуальные проблемы банковской или экономической сферы.
В формате in-tray («входящий лоток»), к примеру, кандидат получает папку с финансовыми и уставными документами, а также распечатку электронных писем, которые ему предстоит проанализировать, предложив решение обозначенной проблемы.
Кейсы бывают устными или письменными, их предлагают в электронном, групповом или одиночном формате. Их сложность зависит от должности, на которую устраивается кандидат и от будущих трудовых обязанностей.
Результат принимает комиссия (асессоры), оценивая его в соответствии с принятыми стандартами и утвержденным в компании чек-листом. Такой подход делает ассессмент валидной (оценивающей конкретные компетенции) и независимой процедурой, что позволяет сравнивать между собой разных кандидатов.
Как подготовиться к ассессменту и дистанционному тестированию
Каждое задание ассессмента требует отдельной подготовки, поскольку оценивает разные качества и компетенции. Для дистанционных тестов достаточно тренировки на аналогичных задачах, а для прохождения групповых деловых игр, помимо изучения руководств и примеров заданий, придется поучаствовать в тренировочном ассессменте. Чем больше времени кандидат уделит подготовке к тестированию, тем выше вероятность того, что он получит работу.
Искать бесплатные ответы на банковские тесты в интернете бессмысленно – пул вопросов у работодателей очень большой – шансов, что двум кандидатам попадется один набор задач минимален.
Тем, кому предстоит ассессмент и дистанционное тестирование, рекомендуется:
- Изучить информации об организации — сайт, форумы, соцсети. Нелишним будет еще раз внимательно прочитать требования вакансии и пообщаться с бывшими кандидатами на ту же должность (а ныне – сотрудниками компании).
- Узнать больше о вакансии. Подготовиться к возможным вопросам общего и технического характера. Подготовить план своей речи, выделить ключевые компетенции и подготовить список вопросов рекрутеру.
- Поддерживать связь с HR. Как правило, рекрутеры охотно идут на контакт в установленных рамках. Рекомендуется узнать об оценочных мероприятиях, ассессменте, тестах, банковской деятельности и возможных вопросах на собеседовании.
- На основе полученной информации готовиться к каждому испытанию. Это касается не только вопросов, но и поведения, одежды, тона речи и общей уверенности.
- Методично тренироваться на подготовительных упражнениях, анализировать собственные ошибки, сравнивать результат с другими пользователями сервиса подготовки.
- Читать психологическую литературу по конфликтам, работе в команде, мотивации.
- На собеседовании сохранять позитивный настрой, уверенность и доброжелательность.
Заключение
Тестирование при приеме на работу направлено как на оценку общих компетенций, так и профессиональных качеств. Для этого у работодателей есть вербальный, числовой, логический банковский тест, а также ассессмент центр. Чем выше должность, на которую претендует кандидат, тем больше оценочных этапов ему предстоит пройти. И чем больше конкурс на вакансию, тем выше планка для кандидатов, а значит, выше требования к подготовке.