Кейсы для менеджеров: примеры и особенности решения [+Ответы]
Кейсами называют рабочие ситуации, моделируемые в тестировании при устройстве на работу. Их цель – оценить человека до того, как взять в штат. Кейсы для менеджеров нередко используются при трудоустройстве в российские компании, но без подготовки шансов получить должность у кандидата, практически нет.
Способы проверки компетенций при трудоустройстве: кейсы и тесты
Рекрутер (HR), используя на собеседовании принцип кейсового тестирования, оценивает способности по решению текущих задач, стиль работы человека и способность к коммуникации.
Кроме профильного образования или формального опыта в аналогичной должности, работодателю важны практические навыки решения проблем, с учетом специфики конкретной компании. Поэтому работодатель хочет увидеть на практике эффективность решений и действий кандидата в конкретных ситуациях.
«Кейс (case) — это практическое задание для кандидата, представляемое в разных форматах. Его цель — выявить компетенцию тестируемого, подходящую, или нет конкретному предприятию»
Содержание такого тестирования зависит не только от специфики компании, но и от требований вакансии.
Прохождение кейсов для менеджеров по продажам это один их этапов комплексного метода оценки кандидатов — ассессмента.
Этап | Стадии асесмента |
---|---|
1 | Бизнес игры или групповые дискуссии (если используется) |
2 | Интервью по компетенциям |
3 | Деловые ролевые игры |
4 | Кейс-тесты |
5 | Собеседование с руководством |
Кроме указанных в таблице этапов, при приеме на работу менеджеров используются и другие испытания, например:
- тесты способностей,
- потенциала (PiF),
- психологические опросники,
- ситуационные задачи,
- самопрезентация
- и т.д.
Такое тестирование предлагают не только для менеджеров, работающих в офисе с клиентами, но и для:
- smm;
- hr-менеджеров;
- менеджеров по закупкам;
- рекламных менеджеров;
- аналитиков и сотрудников, связанных с анализом;
- менеджмента, управления;
- сотрудников, связанных с управлением проектами или персоналом.
Какие бывают кейсы для менеджеров
Кейсовые тесты проводятся в групповом или индивидуальном порядке.
Как правило, групповой формат используется при массовом отборе, для оценки большого числа кандидатов или для формирования кадрового резерва (HiPo). Групповой формат затратнее для работодателя, ведь для каждой группы нужен профессиональный асессор (экзаменатор). Однако это один из лучших способов поиска кадров на рынке.
Групповые собеседования – не редкость при отборе менеджеров.
Индивидуальные испытания проводятся в устном или письменном формате.
Они проводятся после первичного тестирования и собеседования, когда на должность претендует до 5 кандидатов.
Российские компании используют три вида кейс-тестирования:
- дистанционное (online) или очное;
- письменное (In-tray кейсы), на компьютере (E-tray кейсы), либо устное.
- ситуационные (управленческие задачи).
In-tray и E-tray относятся к сложным оценочным мероприятиям ассессмента, поэтому их редко применяют при найме менеджеров среднего звена. Соискателю выдают (в распечатанном или электронном виде) папку с документами, в которой находятся:
- бухгалтерские балансы;
- финансовая отчетность;
- стенограмма звонков;
- распечатка электронных писем;
- организационная структура;
- вырезки из газет.
Соискателю придется проанализировать всю полученную информацию, определить проблему и предложить решение в виде доклада оценочной комиссии.
А вот ситуационные задачи не редкость. Они состоят из краткого сценария с описанием рабочей ситуации и вариантами действий, которые придется оценить по степени воздействия на указанную проблему.
Такие задачи оценивают любые требуемые компетенции как управленческие, так и общие:
- управление подчиненными;
- коммуникация с людьми;
- социальный интеллект;
- взаимодействие с начальством, заказчиками;
- работа в команде;
- стрессоустойчивость;
- решение проблем;
- планирование;
- и т.д.
Сценарии подбираются с учетом требований должности и стратегии компании.
Тесты бывают структурированные, с ответами или, наоборот, неструктурированные, ответ на которые придется придумывать самому. Чаще всего неструктурированный формат используется в устных кейсах.
Как готовиться к кейсам
От степени подготовки к ассессменту зависит вероятность дальнейшего трудоустройства. Неподготовленному человеку вряд ли удастся пройти этот этап.
Здесь важно понимать, какие качества и стили считаются предпочтительными для работодателя и должности. Кроме того, те решения, которые привык принимать человек в реальной жизни, даже если дают результаты, не всегда считаются правильными, с точки зрения тестирования и оценки.
Поэтому подготовка ведется в трех направлениях:
- Изучение пособий и методических указаний.
- Тренировка на конкретных примерах и кейсах. Каждый тренировочный кейс придется решить самостоятельно, а затем свериться с решением и проанализировать ошибки. Примеры бизнес кейсов для менеджеров и решения к ним дают возможность оценить формат задач и выработать соответствующую тактику.
- Изучение информации о компании и должности. В каждой компании свой подход к оценке и отбору персонала. В двух компаниях одна и та же компетенция может считаться как положительной, так и отрицательной. После ознакомления с информацией о компании и тренировки, рекомендуется перевести полученные знания в навыки. Для этого полезно проиграть по ролям «собеседование» с родными или друзьями.
Советы
В первую очередь важно изучить всю доступную информацию о компании, вакансии, а также об оценочных мероприятиях. Для этого рекомендуется использовать социальные сети, знакомиться с работающими сотрудниками и будущими начальниками, эйчарами. Конечно, получить у hr кейсы для менеджеров с ответами не получится, но советы по подготовке рекрутеры дают охотно. Дополнительные связи не будут лишними – работодатель гораздо охотнее нанимает знакомых людей.
Кроме информации о компании, рекомендуется найти сведения о реализуемых и планируемых проектах. Нелишним будет и изучить кадровую структуру и вникнуть в функции на интересуемой позиции.
У работающих сотрудников и hr рекомендуется узнать:
- сколько длится тестирование, его сложность и вероятность прохождения;
- особенности подготовки;
- оценка каких качеств проводится;
- под какую категорию подпадают задачи;
- какие задания и формат используется;
- подвохи (нехватка информации или ограничение времени, стресс-сценарии, конфликты интересов);
- инструментарий и выдаваемые материалы;
- число оценщиков, их статус и настрой по отношению к кандидатам.
Ошибки менеджеров при решении кейсов
Главная ошибка соискателей – самоуверенность и отсутствие подготовки. Полагаясь на опыт работы, соискатели забывают о том, что решения в жизни, несмотря на их результативность, не всегда считаются положительными при оценке работодателем. Кроме того, важно уметь показать наличие качеств, нужных для конкретной вакансии.
Кандидатам важно понимать, какие действия считаются отрицательными и избегать таких вариантов в тестировании. Например, чаще всего, методы решения проблем, где игнорируется мнение других людей, считаются негативными.
Поиск бесплатных задач для тренировки также считается ошибкой. В бесплатных примерах, как правило, не дается развернутых объяснений и решений.
Вывод
Кейсы для менеджеров – специфичный, но распространенный формат тестирования, требующий тщательной подготовки. При этом стоит учесть, что успех прохождения зависит не только от кандидата, но и от квалификации рекрутера. Но если готовиться к кейс-тестам на работу менеджера комплексно, это испытание разрекламирует кандидата лучше, чем резюме или рекомендации.